Ньярлатхотеп Отис · Liber 888 (Каббала Древних)
1. Вступление
- Название построено по аналогии с Книгой 777 Алана Беннета и Алистера Кроули, включающей каббалистические таблицы соответствий, и с учётом значения числа 888 как Числа Ктулху.
- Стиль Книги не приводился к стилистике остальных материалов данного издания и вообще к литературному стилю.
- Данная Книга представляет собой справочное пособие по пантеону Древних (с описанием основных этапов работы) и не предназначена для оторванного от контекста изучения.
- Работа начата 8 августа 2008 года и велась исключительно по общедоступным источникам, не входящим в состав Библиотеки аль‑Хазраджи.
- Позднее данные сверялись с текстов Библиотеки и уточнялись за счёт имеющихся в ней материалов.
2. Исходное положение дел
У нас имеется несколько списков, содержащих имена Древних:
- Самый полный — в Grimoirum Imperium и Liber Arcanum (сказано, что имён и печатей там 45, но на самом деле их там 44, причём одно имя ещё и дублируется с разными печатями, так что, по сути, 43; с другой стороны, в Liber Arcanum упомянута также Чёрная Мать, отчётливо соотносимая с Матерью Йидрой).
- Список соответствий по планетам есть у Симона и Тайсона, причём они сильно расходятся, хотя за основу взяты одни и те же 7 классических планет.
- Соотнесения, произведённые в компилятивной версии Некрономикона под названием Книга Закона Мёртвых.
- Довольно плотно идущие перечни имён в первой главе Рипеля.
- Имена, которым посвящены отдельные главы в латинском псведо-некрономиконе, приписываемом Оле Ворму, в Проекте «Некрономикон», в Некрономиконах Уилсона и Рипеля.
- Другие имена, рассеянные по всевозможным отрывкам.
Общее количество этих имён значительно превосходит число 45, хотя из Grimoirum Imperium следует, что этот перечень должен быть исчерпывающим. Кроме того, некоторые имена явно являются модификациями одного имени, другие же относятся к богам, схожим по свойствам и атрибутам. При этом большинство имён встречается только в одном из списков. Из этого следует, что многие Древние упомянуты в разных текстах под разными именами.
3. Цель
Составить таблицу соответствий между именами Древних из основных традиций, которая сводилась бы к количеству пунктов, близкому к отмеченному в Grimoirum Imperium.
4. Задачи
- Составить такую модификацию Древа Сфирот (заметим в скобках, что слова «Древо» и «Древний» этимологически связаны), которая включала бы не 32 Ключа, как в классической, не 34, как с 31bis и 32bis, и даже не 38, как с добавлением Айн, Айн Соф, Айн Соф Аур и Даат, а не менее 45. При этом, разумеется, Древо должно быть не изменённой, а расширенной формой классического (т. е. признанные Сефиры и Пути не должны, по возможности, нарушаться).
- Распределить в столбцах таблицы характерные атрибуты Ключей и сопоставить им имена из разных перечней Древних.
- Соотнести имена, оказавшиеся в одной строке, с одним из имён Grimoirum Imperium (или же, если Ключей окажется более 43-45, расположить также среди них имена, не входящие в Grimoirum Imperium) и, таким образом, свести все имена Древних из доступных источников к единому списку.
- Сверить полученные результаты с материалами Библиотеки аль‑Хазраджи и, в случае высокого сходства результатов хотя бы по наиболее подробно описанным именам, внести необходимые коррективы за их счёт.
5. Ожидания
- Расширенная версия Древа должна быть симметричной, причём, вероятно, не двусторонне, как классическое, а четырёхсторонне.
- Список Древних должен распадаться на три чётко отграниченные друг от друга группы, в одной из которых 3 имени самых абстрактных богов, в другой — около 10 самых значимых или самых упоминаемых, в третьей — более 30 малозначительных и/или редко упоминаемых.
- Количество возникших Путей должно соответствовать одному из алфавитов, распространённых в то время и в том месте, когда жил и работал Абдаллах ибн Джабир.
- Ожидается получение дополнительных подтверждений полученных результатов с данными Библиотеки аль‑Хазраджи.
- Если общее направление мысли верно, ожидается также выявление некоторых непредвиденных, но характерных закономерностей.
6. Реконструкция Древа
6.1. Чтобы реконструировать полное Древо, не нанеся повреждений самой его концепции, добавим вначале то, что там подразумевается, но обычно не изображается — Сефиру Даат (в центре шестиугольника, образованного Сефирами 1, 2, 3, 4, 5 и 6). В результате расположение Сефир 1-9 приобретает четырёхстороннюю симметрию, но из неё выбивается Сефира 10.
6.2. Зеркально Сефире 10 (т. е. над 1) размещаем ещё одну гипотетическую Сефиру. Поскольку над 1 должен быть 0, а 0 соответствует Айн — Айн Соф — Айн Соф Аур, то наши ожидания о симметричности оправдываются.
6.3. Остаётся дополнить Древо отсутствующими на нём Путями (прежде всего — за счёт «отзеркаливания» существующих), которых оказывается 36, чего нам вполне достаточно (то, что 36 есть квадрат числа 6, а сумма чисел от 1 до 36 даёт 666, число Зверя или Азатота, это уже бонус, к нашему исследованию не относящийся). В результате классические Пути (кроме Гимель, распавшегося на два: от Кетер до Даат и от Даат до Тифарет) остаются нетронутыми. Другие, не включённые в нашу схему Пути прочертить теоретически, конечно, возможно, но не на тех математически принципах, на которых чертились классические, поскольку несвязанными остались только Сефиры, удалённые более чем на три уровня друг от друга, как и в классическом Древе.
6.4. На этом этапе у нас осуществляется не только ожидание симметрии, но и возникают некоторые дополнительные совпадения:
6.4.1. Общее количество Путей получилось 36. Из языков необходимого периода и ареала таким числом букв на тот момент обладал только армянский (в настоящее время в нём 38 букв). Таким образом, данные построения являются, фактически, каббалистической системой, основанной на армянском алфавите.
6.4.2. Поскольку из классических нарушается (распадается на две части, одна из которых ведёт от Кетер к Даат, а другая — от Даат к Тифарет) только Путь Гимель, у нас остаётся 21 классический Путь, что соответствует количеству ликов Ньярлатхотепа.
6.4.3. Путей, отсутствующих на классической схеме, оказывается 13, что соответствует количеству шаров Йог‑Сотота.
6.4.4. Общий список насчитывает 50 Ключей, что соответствует количеству имён Мардука.
6.4.5. Количество имён в лавкрафтианской традиции также сопоставимо с получившимся числом.
6.4.6. Также в Некрономиконе Симона указывается: «Их (Древних) — семь раз по семь», т. е. 49, что может быть либо своеобразным «округлением» количества Древних под удвоенное сакральное число 7, либо из общего числа исключён отчётливо противопоставляемый у Симона прочим Древним Мардук, либо не учтены Ллойгор и Цхар (также Хумбаба и Пазузу в шумерской мифологии, Кулл и Ринн — в произведениях Майкла Муркока, Харут и Марут — в арабской традиции), фигурирующие исключительно в паре, как близнечное божество.
7. О соответствиях
Итак, у нас есть три качественно и количественно отличные группы Древних:
А. Ключи 0, 00 и 000 (три Завесы Небытия): наиболее абстрактные Древние, соответствующие понятиям «Ничто», «Творящее Ничто» и «Всё».
Б. Ключи 1-10 (Сефиры, включая Даат — D): Великие Древние, самые часто упоминаемые и самые активнодействующие.
В. Третья группа (Пути) — это второстепенные, Меньшие Древние, многие из которых упоминается всего по разу (их по списку 36). Часть их соотносится с классическими Путями Каббалы, другие — с добавочными.
Будем работать с этими тремя группами отдельно.
А. Этим ключам совершенно явно соответствуют Уббо‑Сатла, Азатот и Йог‑Сотот (в сфиротическом проявлении этим клипотическим божествам соответствует «Троица Стражей Земли» — Ану, Энки и Энлиль, они же Наксир, Нарикс и Надур).
Б. Поскольку Ключей здесь 11, нужно сначала составить список богов, которые должны сюда входить (при этом некоторые имена могут оказаться разными названиями одних и тех же Древних).
Прежде всего, в этот список должны попасть боги с планетарными соответствиями. Согласно 777, Сатурн соответствует Сефире 3, Юпитер — 4, Марс — 5, Солнце — 6, Венера — 7, Меркурий — 8, Луна — 9. У нас есть два списка из семи планетарных богов: у Тайсона и у Симона, а также компиляция «Книга Закона Мёртвых», где произведена попытка соотнесения (не всегда обоснованного) шумерских богов Симона с именами лавкрафтианской традиции.
Список Симона:
3 Ниниб
4 Мардук
5 Нергал
6 Шамаш
7 Иштар=Инана
8 Набу
9 Нанна
Список Тайсона:
1 Йиг
2 Йогг‑Сотот (ошибка, поскольку Йогг‑Сотот отнесён уже нами к одному из трёх первых Ключей)
3 Ктулху (очень сомнительное отнесение водного Древнего к огненной планете и Сефире; гораздо более вероятно, что тут должен быть созвучный ему Ктугха)
4 Азаг‑Тот (тоже Древний из первой тройки Ключей)
5 Шуб‑Ниггурат
6 Ньярлатхотеп
7 Дагон
Книга Закона Мёртвых
3 Ниогта
4 Ньярлатхотеп (очевидная механическая ошибка при автозамене, поскольку с Ньярлатхотепом в этом же списке соотнесён и Набу; так что, судя по всему, здесь просто сохраняется имя Мардука)
5 Хастур
6 Ктугха
7 Баст
8 Ньярлатхотеп
9 Йог‑Сотот (очевидная ошибка; см. выше)
Таким образом, Ниниб соотносится с Йигом или Ниогтой (но не с обоими, поскольку Йиг и Ниогта соседствуют в скрижалях Акло), Шуб‑Ниггурат — с Иштар (как обычно и делают) или Баст (что менее вероятно), Ньярлатхотеп — с Набу, Дагон — с Нанной (что тоже далеко не бесспорно).
Очень легко определяется Хастур Неназываемый: это, конечно же, скрытая Сефира Даат. Что же касается Ктулху, то, поскольку он — главное связующее звено Древних с людьми, то ему соответствует Сефира 10, Малкут (не имеющая планетарного соответствия, а относящаяся к «сфере элементов»).
Отталкиваясь от того, что Хастур не может относиться ещё и к Гебуре, соотносим с Пятой Сефирой Ктугху, с Шестой — Шамаша (которому в традиционном лавкрафтианском пантеоне соответствует Митра, так же как Мардуку — Нухрам, а Нанне — Ноденс). Дополнительные рассуждения, слишком долгие, чтобы их помещать в этой краткой работе, позволяют нам воспроизвести полный список Великих Древних следующим образом:
1 Цатоггуа
2 Йидра
3 Й’иг‑Голонак
D Хастур
4 Мардук
5 Ктугха
6 Шамаш
7 Шуб‑Ниггурат
8 Ньярлатхотеп
9 Ноденс
10 Ктулху
При этом Древние, относящиеся к Сфирот (точнее — к Клипот), не обязательно являются более старыми, могущественными или значимыми, чем Древние, относящиеся к Путям. Скорее, это Древние, наиболее тесно общающиеся с миром людей.
В. Что касается Меньших Древних, подробности вычислений здесь описывать мы не будем, в таблице приведены только результаты, сверенные с данными Книги Пятидесяти.
8. Заключение
Основываясь на приведённой ниже таблице, как жрецы Культа, так и простые читатели со временем могут попытаться, например:
- проработать другие стороны армяноязычной Каббалы;
- распределить по Ключам ипостаси Древних (например, 50 имён Мардука), младших духов, две сотни Чёрных Стражей (50 Ключей в 4 каббалистических мирах), их десятников и т. д.;
- прописать чёткие формулировки для добавочных Ключей;
- разработать Таро Древних, расширять до 50 элементов столбцы таблицы 777 Беннета-Кроули;
- изучить проявление 50 Ключей в 4 каббалистических мирах и т. д.
Нам же остаётся привести здесь схему Древа с указанием «базовых» (принятых в этом издании, что не всегда идентично использованию именно этих форм Абдаллахом ибн Джабиром) имён Древних и саму таблицу.
Синим отмечены классические Пути, красным — добавочные, зелёным — Пути, образующиеся в результате разбиения Пути Гимель Сефирой Даат.