Ньярлатхотеп Отис · Liber 888 (Каббала Древних)

1. Вступление

  • Название построено по аналогии с Книгой 777 Алана Беннета и Алистера Кроули, включающей каббалистические таблицы соответствий, и с учётом значения числа 888 как Числа Ктулху.
  • Стиль Книги не приводился к стилистике остальных материалов данного издания и вообще к литературному стилю.
  • Данная Книга представляет собой справочное пособие по пантеону Древних (с описанием основных этапов работы) и не предназначена для оторванного от контекста изучения.
  • Работа начата 8 августа 2008 года и велась исключительно по общедоступным источникам, не входящим в состав Библиотеки аль‑Хазраджи.
  • Позднее данные сверялись с текстов Библиотеки и уточнялись за счёт имеющихся в ней материалов.

2. Исходное положение дел

У нас имеется несколько списков, содержащих имена Древних:

  1. Самый полный — в Grimoirum Imperium и Liber Arcanum (сказано, что имён и печатей там 45, но на самом деле их там 44, причём одно имя ещё и дублируется с разными печатями, так что, по сути, 43; с другой стороны, в Liber Arcanum упомянута также Чёрная Мать, отчётливо соотносимая с Матерью Йидрой).
  2. Список соответствий по планетам есть у Симона и Тайсона, причём они сильно расходятся, хотя за основу взяты одни и те же 7 классических планет.
  3. Соотнесения, произведённые в компилятивной версии Некрономикона под названием Книга Закона Мёртвых.
  4. Довольно плотно идущие перечни имён в первой главе Рипеля.
  5. Имена, которым посвящены отдельные главы в латинском псведо-некрономиконе, приписываемом Оле Ворму, в Проекте «Некрономикон», в Некрономиконах Уилсона и Рипеля.
  6. Другие имена, рассеянные по всевозможным отрывкам.

Общее количество этих имён значительно превосходит число 45, хотя из Grimoirum Imperium следует, что этот перечень должен быть исчерпывающим. Кроме того, некоторые имена явно являются модификациями одного имени, другие же относятся к богам, схожим по свойствам и атрибутам. При этом большинство имён встречается только в одном из списков. Из этого следует, что многие Древние упомянуты в разных текстах под разными именами.

3. Цель

Составить таблицу соответствий между именами Древних из основных традиций, которая сводилась бы к количеству пунктов, близкому к отмеченному в Grimoirum Imperium.

4. Задачи

  1. Составить такую модификацию Древа Сфирот (заметим в скобках, что слова «Древо» и «Древний» этимологически связаны), которая включала бы не 32 Ключа, как в классической, не 34, как с 31bis и 32bis, и даже не 38, как с добавлением Айн, Айн Соф, Айн Соф Аур и Даат, а не менее 45. При этом, разумеется, Древо должно быть не изменённой, а расширенной формой классического (т. е. признанные Сефиры и Пути не должны, по возможности, нарушаться).
  2. Распределить в столбцах таблицы характерные атрибуты Ключей и сопоставить им имена из разных перечней Древних.
  3. Соотнести имена, оказавшиеся в одной строке, с одним из имён Grimoirum Imperium (или же, если Ключей окажется более 43-45, расположить также среди них имена, не входящие в Grimoirum Imperium) и, таким образом, свести все имена Древних из доступных источников к единому списку.
  4. Сверить полученные результаты с материалами Библиотеки аль‑Хазраджи и, в случае высокого сходства результатов хотя бы по наиболее подробно описанным именам, внести необходимые коррективы за их счёт.

5. Ожидания

  1. Расширенная версия Древа должна быть симметричной, причём, вероятно, не двусторонне, как классическое, а четырёхсторонне.
  2. Список Древних должен распадаться на три чётко отграниченные друг от друга группы, в одной из которых 3 имени самых абстрактных богов, в другой — около 10 самых значимых или самых упоминаемых, в третьей — более 30 малозначительных и/или редко упоминаемых.
  3. Количество возникших Путей должно соответствовать одному из алфавитов, распространённых в то время и в том месте, когда жил и работал Абдаллах ибн Джабир.
  4. Ожидается получение дополнительных подтверждений полученных результатов с данными Библиотеки аль‑Хазраджи.
  5. Если общее направление мысли верно, ожидается также выявление некоторых непредвиденных, но характерных закономерностей.

6. Реконструкция Древа

6.1. Чтобы реконструировать полное Древо, не нанеся повреждений самой его концепции, добавим вначале то, что там подразумевается, но обычно не изображается — Сефиру Даат (в центре шестиугольника, образованного Сефирами 1, 2, 3, 4, 5 и 6). В результате расположение Сефир 1-9 приобретает четырёхстороннюю симметрию, но из неё выбивается Сефира 10.

6.2. Зеркально Сефире 10 (т. е. над 1) размещаем ещё одну гипотетическую Сефиру. Поскольку над 1 должен быть 0, а 0 соответствует Айн — Айн Соф — Айн Соф Аур, то наши ожидания о симметричности оправдываются.

6.3. Остаётся дополнить Древо отсутствующими на нём Путями (прежде всего — за счёт «отзеркаливания» существующих), которых оказывается 36, чего нам вполне достаточно (то, что 36 есть квадрат числа 6, а сумма чисел от 1 до 36 даёт 666, число Зверя или Азатота, это уже бонус, к нашему исследованию не относящийся). В результате классические Пути (кроме Гимель, распавшегося на два: от Кетер до Даат и от Даат до Тифарет) остаются нетронутыми. Другие, не включённые в нашу схему Пути прочертить теоретически, конечно, возможно, но не на тех математически принципах, на которых чертились классические, поскольку несвязанными остались только Сефиры, удалённые более чем на три уровня друг от друга, как и в классическом Древе.

6.4. На этом этапе у нас осуществляется не только ожидание симметрии, но и возникают некоторые дополнительные совпадения:

6.4.1. Общее количество Путей получилось 36. Из языков необходимого периода и ареала таким числом букв на тот момент обладал только армянский (в настоящее время в нём 38 букв). Таким образом, данные построения являются, фактически, каббалистической системой, основанной на армянском алфавите.

6.4.2. Поскольку из классических нарушается (распадается на две части, одна из которых ведёт от Кетер к Даат, а другая — от Даат к Тифарет) только Путь Гимель, у нас остаётся 21 классический Путь, что соответствует количеству ликов Ньярлатхотепа.

6.4.3. Путей, отсутствующих на классической схеме, оказывается 13, что соответствует количеству шаров Йог‑Сотота.

6.4.4. Общий список насчитывает 50 Ключей, что соответствует количеству имён Мардука.

6.4.5. Количество имён в лавкрафтианской традиции также сопоставимо с получившимся числом.

6.4.6. Также в Некрономиконе Симона указывается: «Их (Древних) — семь раз по семь», т. е. 49, что может быть либо своеобразным «округлением» количества Древних под удвоенное сакральное число 7, либо из общего числа исключён отчётливо противопоставляемый у Симона прочим Древним Мардук, либо не учтены Ллойгор и Цхар (также Хумбаба и Пазузу в шумерской мифологии, Кулл и Ринн — в произведениях Майкла Муркока, Харут и Марут — в арабской традиции), фигурирующие исключительно в паре, как близнечное божество.

7. О соответствиях

Итак, у нас есть три качественно и количественно отличные группы Древних:

А. Ключи 0, 00 и 000 (три Завесы Небытия): наиболее абстрактные Древние, соответствующие понятиям «Ничто», «Творящее Ничто» и «Всё».

Б. Ключи 1-10 (Сефиры, включая Даат — D): Великие Древние, самые часто упоминаемые и самые активнодействующие.

В. Третья группа (Пути) — это второстепенные, Меньшие Древние, многие из которых упоминается всего по разу (их по списку 36). Часть их соотносится с классическими Путями Каббалы, другие — с добавочными.

Будем работать с этими тремя группами отдельно.

 

А. Этим ключам совершенно явно соответствуют Уббо‑Сатла, Азатот и Йог‑Сотот (в сфиротическом проявлении этим клипотическим божествам соответствует «Троица Стражей Земли» — Ану, Энки и Энлиль, они же Наксир, Нарикс и Надур).

Б. Поскольку Ключей здесь 11, нужно сначала составить список богов, которые должны сюда входить (при этом некоторые имена могут оказаться разными названиями одних и тех же Древних).

 

Прежде всего, в этот список должны попасть боги с планетарными соответствиями. Согласно 777, Сатурн соответствует Сефире 3, Юпитер — 4, Марс — 5, Солнце — 6, Венера — 7, Меркурий — 8, Луна — 9. У нас есть два списка из семи планетарных богов: у Тайсона и у Симона, а также компиляция «Книга Закона Мёртвых», где произведена попытка соотнесения (не всегда обоснованного) шумерских богов Симона с именами лавкрафтианской традиции.

Список Симона:

3 Ниниб

4 Мардук

5 Нергал

6 Шамаш

7 Иштар=Инана

8 Набу

9 Нанна

Список Тайсона:

1 Йиг

2 Йогг‑Сотот (ошибка, поскольку Йогг‑Сотот отнесён уже нами к одному из трёх первых Ключей)

3 Ктулху (очень сомнительное отнесение водного Древнего к огненной планете и Сефире; гораздо более вероятно, что тут должен быть созвучный ему Ктугха)

4 Азаг‑Тот (тоже Древний из первой тройки Ключей)

5 Шуб‑Ниггурат

6 Ньярлатхотеп

7 Дагон

Книга Закона Мёртвых

3 Ниогта

4 Ньярлатхотеп (очевидная механическая ошибка при автозамене, поскольку с Ньярлатхотепом в этом же списке соотнесён и Набу; так что, судя по всему, здесь просто сохраняется имя Мардука)

5 Хастур

6 Ктугха

7 Баст

8 Ньярлатхотеп

9 Йог‑Сотот (очевидная ошибка; см. выше)

Таким образом, Ниниб соотносится с Йигом или Ниогтой (но не с обоими, поскольку Йиг и Ниогта соседствуют в скрижалях Акло), Шуб‑Ниггурат — с Иштар (как обычно и делают) или Баст (что менее вероятно), Ньярлатхотеп — с Набу, Дагон — с Нанной (что тоже далеко не бесспорно).

Очень легко определяется Хастур Неназываемый: это, конечно же, скрытая Сефира Даат. Что же касается Ктулху, то, поскольку он — главное связующее звено Древних с людьми, то ему соответствует Сефира 10, Малкут (не имеющая планетарного соответствия, а относящаяся к «сфере элементов»).

Отталкиваясь от того, что Хастур не может относиться ещё и к Гебуре, соотносим с Пятой Сефирой Ктугху, с Шестой — Шамаша (которому в традиционном лавкрафтианском пантеоне соответствует Митра, так же как Мардуку — Нухрам, а Нанне — Ноденс). Дополнительные рассуждения, слишком долгие, чтобы их помещать в этой краткой работе, позволяют нам воспроизвести полный список Великих Древних следующим образом:

1 Цатоггуа

2 Йидра

3 Й’иг‑Голонак

D Хастур

4 Мардук

5 Ктугха

6 Шамаш

7 Шуб‑Ниггурат

8 Ньярлатхотеп

9 Ноденс

10 Ктулху

При этом Древние, относящиеся к Сфирот (точнее — к Клипот), не обязательно являются более старыми, могущественными или значимыми, чем Древние, относящиеся к Путям. Скорее, это Древние, наиболее тесно общающиеся с миром людей.

 

В. Что касается Меньших Древних, подробности вычислений здесь описывать мы не будем, в таблице приведены только результаты, сверенные с данными Книги Пятидесяти.

8. Заключение

Основываясь на приведённой ниже таблице, как жрецы Культа, так и простые читатели со временем могут попытаться, например:

  • проработать другие стороны армяноязычной Каббалы;
  • распределить по Ключам ипостаси Древних (например, 50 имён Мардука), младших духов, две сотни Чёрных Стражей (50 Ключей в 4 каббалистических мирах), их десятников и т. д.;
  • прописать чёткие формулировки для добавочных Ключей;
  • разработать Таро Древних, расширять до 50 элементов столбцы таблицы 777 Беннета-Кроули;
  • изучить проявление 50 Ключей в 4 каббалистических мирах и т. д.

Нам же остаётся привести здесь схему Древа с указанием «базовых» (принятых в этом издании, что не всегда идентично использованию именно этих форм Абдаллахом ибн Джабиром) имён Древних и саму таблицу.

Древо Сфирот, Сефира Даат. Ламед. Кетер-Даат и Даат-Тифарет

Синим отмечены классические Пути, красным — добавочные, зелёным — Пути, образующиеся в результате разбиения Пути Гимель Сефирой Даат.

9. Таблица соответствий

менюˑ

I. Ключ 888II. Место на ДревеIII. Ключ 777IV. Обозначения в КаббалеV. Армянские буквы
(исходные соответствия)
-000 seph.Айн (сфиротическое) 
-000-00000 seph.Айн Соф (сфиротическое) 
-000000000 seph.Айн Соф Аур (сфиротическое) 
000 klip.Айн(Ев)
000-00000 klip.Айн Соф(О)
000000000 klip.Айн Соф Аур(Фе)
111Кетер 
222Хокма 
333Бина 
πDDДаат 
444Хесед 
555Гебура 
666Тифарет 
777Нецах 
888Нод 
999Йесод 
101010Малкут 
110-1  Айб
120-2  Бен
130-3  Гим
141-211АлефДа
151-312БетЕтц?
161-D13 (1)ГимельЗа
171-4  Эй?
181-5  Эт?
192-314ДалетТо
202-D  Же
212-416ВауИни
222-615ХеЛюн
233-D  Хе
243-518ХетТса
253-617ЗайнКен
26D-4  Хо
27D-5  Дза
28D-613 (2)ГимельГат
29D-732bisТауТше
30D-831bisШинМен
314-519ТетЙи
324-620ЙодНу
334-721КафШа
344-9  Во
355-622ЛамедЧа
365-823МемПе
375-9  Дже
386-724НунРа
396-826АйнСе
406-925СамехВев
417-827ПеТюн
427-928ЦадеРе
437-1029КофЦо
448-930РешХюн
458-1031ШинПюр
469-1032ТауКхе
№№VI. Числ. соотв.VII. Некоторые традиционные символические соответствия
-00Ничто (сфиротические проявления)
-00nТворящее Ничто (сфиротические проявления)
-000Всё (сфиротические проявления)
00Ничто (клипотические проявления)
00nТворящее Ничто (клипотические проявления)
000Всё (клипотические проявления)
11Венец, Свет
22Мудрость, Звёзды
33Понимание, Сатурн
ππЗнание, Бездна
44Милосердие, Юпитер
55Сила, Марс
66Красота, Солнце
77Победа, Венера
88Великолепие, Меркурий
99Основание, Луна
1010Царство, Элементы
111 
122 
133 
144Воздух, Дурак
155Меркурий, Маг
166Луна, Жрица
177 
188 
199Венера, Императрица
2010 
2120Телец, Жрец
2230Овен, Император
2340 
2450Рак, Колесница
2560Близнецы, Любовники, Выбор
2670 
2780 
2890Луна, Жрица
29100Земля
30200Дух
31300Лев, Сила, Вожделение
32400Дева, Отшельник
33500Юпитер, Колесо
34600 
35700Весы, Справедливость, Регулирование
36800Вода, Повешенный
37900 
381000Скорпион, Смерть
392000Козерог, Дьявол
403000Стрелец, Умеренность, Творчество
414000Марс, Башня
425000Водолей, Звезда
436000Рыбы, Луна
447000Солнце, Солнце
458000Огонь, Суд, Эон
469000Сатурн, Вселенная
№№VIII. Канонические формы, принятые в культе КЗФX. Лавкрафтианская традицияXI. L. Arcanum и G. Imperium
-0НаксирНаксир, Центоно-Рохматру 
-00НариксНарикс, Исехироросет 
-000НадурНадур, Дамамиакх, Кром‑йха 
0Уббо‑СатлаУббо‑Сатла, С’ньяк, МландотЮрнал
00АзатотАзатотАзатот
000Йог‑СототЙог‑Сотот, Умр ат‑ТавильЙог‑Сотот
1ЦатоггуаЦатоггуа, ПтоУнспетерус
2ЙидраЙидра, Гидра, ГидрахаЧёрная Мать
3Й’иг‑ГолонакЙ’голонак, Йиг, Йег, ЙугУк-Хан
πХастурХастур, Аст-ор-Маарх, ЗухасторАстурсот
4МардукНуг, Нухр, НухрамМарбел
5КтугхаКтугхаКтуханаи
6ШамашМитраДиабака
7Шуб‑НиггуратШуб‑Ниггурат, ИштарМемемьет-Раха
8НьярлатхотепНьярлатхотепНьярлатхотеп
9НоденсНоденс, Хонс, НеферхотепЛуниггурот
10КтулхуКтулхуКтулху
11ДаолотДаолотМоиву
12Ран‑РатогРан‑РатогАзалу
13БьятисБьятисПул-Марг
14ГхатанатоаГхатанотоаАндрин
15Хада-ХаглаХада-ХаглаХазариэль
16БастБаст, ГарпияЛузоат
17ВультумВультум 
18Апхум‑ЖахАпхум‑Жах 
19ЙтакуаЙтакуаНун-Ханиш
20Шудд-МеллШудд-МеллБас-Джуоб
21КингуИхтонхЛеазинот
22УббЙебНун-Бухан
23СьегхаСьегха 
24ОроблаОробла, Бог-ЗмейПарахан
25Ллойгор+ЦхарЛлойгор+Цхар 
26Нат‑ХортатНат‑Хортат, Гипнос, МорфейНерсел
27ФтаггуаФтаггуаМафлеус
28ТульцшаТульцшаЛузоат
29ТефрисТефрисНагоанго
30АбхотАбхотПатурнигиш
31Ран‑ТеготРан‑ТеготМагот
32ЙтогтаЙтогтаЙог-Тотаи
33ГолгоротГолгоротКарр-Вефат
34БалонБалон 
35НиогтаНиогта, Бог-СобакаИак-Ишат
36Зот‑ОммогЗот‑ОммогБугг
37БокругБокруг, МномкуахБилугэ
38КтиллаКтиллаТурсот
39ТиаматТанитБовадойт
40ТсишаконЦулхекуонЦапетэ
41Гротх‑голкаГротх‑голкаАйам
42Хукато-ЗиглХукато-ЗиглВагонх
43ДагонДагонДагаон
44ТиофТиофБас-Лезифа
45ИдхьяИдх‑йаа, Ламия, ИзисДетатит
46Атлач-НачаАтлач-Нача, КаинКаим
№№XII. Книга Дагона и Тайны Червя (Терций Сибеллиус)XIII. Некрономикон СимонаXIV. Имена Мардука
-0БенахасАну, Эшарра, Нинлиль 
-00СекберЭнки 
-000КетрашЭнлиль 
0 АбзуМарутукку
00АзатотАзаг, Азаг‑Тот, АшарилудуНеберу
000Йог‑СототИак-СаккакМарукка
1ЦатоггуаЦдак, ПирикШазу-Захрим
2Эггалахамош, ХамошЭрешкигаль, Ниннуах, НинкигальШазу-Захгурим
3ЙхегНиниб, Адар, НинуртаШазу-Сухгурим
πЭкваббуХастур 
4Аннуки, Нар-МарутукуМардукМардук
5НинуртаНергал, ГирраШазу-Сухрим
6ШамашШамаш, УддуТуту-Туку
7Шуб‑Ниггурат, Иштар, ИнанаИштар, ИнанаШазу-Зиси
8Набу, Йатх ЙаттхарлрлНебо, Набу, ФирикЭнбилулу
9СиуннНаннаШазу
10КтулхуКулулу, Кутулу, КуталуСирсир
11ЭксерНамтар 
12 Цалед 
13   
14 Лаларту 
15 Намтар 
16 Ишниггараб 
17   
18 Ниндукугга 
19Нэшиартнам, НцхегЛилит, Нинахакудду, Нинкасзи 
20 Нанаканисурра, Нинкхарсаг 
21 КингуИркингу
22 ХубурТуту
23   
24   
25 Хумбаба+ПазузуТуту-Агаку
26 Акхару 
27 Азабуа 
28   
29 Эндукугга 
30Господин Тумана, Аштанга Йаду Энбилулу-Хегал
31   
32 ГелалТуту-Зику
33 Галлу 
34 Азбул 
35 Киэлгалал, НиннгизхиддаТуту-Зиункенна
36 ЛалассуЭнбилулу-Эпадун
37   
38 Нинниси Ана, Кхитим Курука 
39 Тиамат, Хувава, КурМумму
40   
41  Асарри
42Коф  
43ДагонНиннасу, Ниннгазу 
44 ШакугукаЭнбилулу-Гугал
45 Ламашта 
46  Сирсир-Малах
№№XV. Ипостаси ДревнихXVI. 9 Углов, Арканы ДревнихXVII. Язаты 4‑х врат
-0Варф  
-00Габуш  
-000Мемрот  
0ЗарьятнатмихБесконечность 
00БарзахНачало и конец 
000ХаджрашПорядок 
1НисаРазрушение симметрии 
2Денак  
3Энпрос  
πВедал  
4Иброс  
5Нокуса  
6ТабарзульСимметрия 
7ХаджрашКозлица 
8ЭтитнамушПосланник 
9ФабеллеронБезрогие 
10ФабенронтиЦарствиеНемуш
11Гамори  
12Ситри  
13Скор  
14ОбинабШумер Аза Исиль, Беспредельный Хаос 
15ЭбонорНур-Максал Имер, Рождённый из Тьмы 
16Ллойгор  
17Бунет  
18Элигуш  
19ОнаронКам Ишит Кур Вар, Материя 
20Заган  
21НинандоМилехар Кимин Ау, Пророчество 
22ОбэксобИмэна Ксир Аалас, Повелитель 
23Пурсон  
24ОксэрэнКхат-Мемер, Воин 
25БоксэбоХемина, Выбор 
26Форас  
27Восо  
28Цхар  
29Кимаруш  
30Увал  
31ОдэрабКхлуж А’Ад Мелим, Первичная Сила 
32ОнданинКикам Мез Ару, Посланник 
33НэрэксоШимир Имазу Аках, Судьба 
34Барбат  
35НораноПхир’Маст Хорул Вар, Мудрость 
36ОсэнинХемикорис Альях-Аа, Возрождённый 
37Раумб  
38РонобэЭтотасир, Пронзатель 
39НинэсоМур-Ахан Йог‑Сотот, Рабство 
40ЭтонэтатэИратисингер, Слово 
41БоросоМуш’Арат, Ум 
42БанибоИшат Бел-Мемер Кау, Сокровище 
43БадэроГур-Таа Маулка-Таа, Зов 
44ОрособГхиш Марат Узулу, Страсть 
45РинанирНинир Абрил Кеш, Сказание 
46Этатэнотэ  

10. Примечания к таблице

Многие результаты, приведённые в данной таблице, но не использующиеся напрямую при переводе и вычитке Священных писаний, на данном этапе можно рассматривать как предварительные.

I.π. Без сомнения, число π является важнейшей из дробей, расположенных между целыми числами 3 и 4, и потому именно оно соотнесено с Сефирой Даат.

II.16,28. Пути, образованные в результате распада Ламед на Кетер-Даат и Даат-Тифарет.

II.29,30. Расположение Ключей 32bis и 31bis присвоено таким образом, чтобы не нарушать симметрии классического Древа.

III.-0,-00,-000. Фактически Старшие должны располагаться не в клипотической таблице 888, предусмотренной для Древних, а в классической, 777.

V. Буквы даны в последовательности армянского алфавита Месропа Маштоца и не привязаны к последовательности еврейского, использующейся в классической Каббале. При необходимости можно соотнести некоторые армянские буквы с еврейскими по звучанию, начертанию, положению в алфавите и происхождению. Например, первые четыре буквы — Айб, Бен, Гим, Да — соответствуют еврейским Алеф, Бет, Гимель, Далет.

V.0,00,000. С Завесами Небытия соотнесены три буквы, отсутствующие в алфавите Маштоца и введённые только в XII веке.

V.15,17,18. Редакционная группа сомневается в правильности наименования данных армянских букв, поскольку пользовалась их транскрипцией знаками международного фонетического алфавита, а не принятой русской. Просим сообщить нам о правильном написании.

VI.-00,00. Буквой n обозначается математическая неопределённость.

VII. Для многих добавочных Путей чёткие символические соответствия на основании последующих столбцов ещё не выявлены.

VIII. Канонические формы взяты преимущественно из лавкрафтианской традиции передачи имён, даже если в оригинале использовалось иное начертание. В некоторых случаях, однако, использовались наиболее известные имена из шумерской («симоновской») традиции: Мардук, Шамаш, Кингу, Тиамат.

VIII.2,3. Следует учитывать, что категория пола Древним чужда, какими бы признаками те ни обладали. Поэтому «женственная» Йидра относится к «мужской» Сефире Хокма, а не к «женской» Бина, к которой отнесено вроде бы мужское, но отчётливо сатурническое божество Й’иг‑Голонак. Аналогичные инверсии могут наблюдаться и в некоторых других случаях.

VIII.9. Ноденс — романизированная форма валлийского имени Нуаду. Несмотря на то, что Нуаду — более древнее произношение, аль‑Хазраджи использовал именно вариант Ноденс, поскольку встретил его в латинских источниках.

VIII.25. Близнечное божество, единое в двух ипостасях.

VIII.39. Тиамат (Танит, Бовадойт), сторого говоря, почитается как «мать Древних» и, стало быть, должна занимать гораздо более существенное положение, близкое к Завесам Небытия (на этот же момент указывается и в тексте воззвания к Тиамат). Однако изгнание Тиамат так бы «более тотально», чем изгнание прочих Древних (Она «не может быть призвана из‑за размеров Её и чудовищности» и «будет заперта до той поры, покуда звёзды не будут благоволить Ей всецело»), поэтому таблица отражает Её нынешнее, не слишком существенное положение.

X. К лавкрафтианской традиции передачи имён относятся, кроме произведений самого Лавкрафта и его литературных продолжателей, также английские переводы скрижалей Акло, рукописей Пнакота, Сновидений долины Пнакота, таких компиляций как «Древняя мифология Хаоса», «Метафизика Лавкрафта», Некрономикон Уилсона, Текст Р’льеха, «Сатанинские ритуалы» ЛаВея и др.; итальянские переводы Софинерома и фрагментов из Некрономикона под ред. Фрэнка Рипеля; латинский псевдо-некрономикон, приписываемый Оле Ворму; русский перевод Книги Пятидесяти; ряд текстов на русском и других языках. Также примыкает к этой традиции Liber Logaeth, or Liber Mysteriorum Sextus et Sanctus — енохианский текст Джона Ди, в котором имя Хастура передано как Зухастор, а Йидры — как Гидраха. Кроме уникальных имён, в лавкрафтианской традиции встречаются и заимствованные: греческие (Гидра, Гипнос, Гарпия, Ламия), египетские (Хонс, Неферхотеп, Пто, Изис), кельтские (Ноденс), шумеро-аккадские (Иштар), семитские (Танит, Каин), персидские (Митра) и т. д. Некоторые из имён и их вариаций по разным причинам не вошли в список, но следует иметь в виду, что список этот неполон.

XI. По‑видимому, родоначальником данной традиции передачи имён является Джон Ди.

XI.2. Имя отсутствует в Grimoirum Imperium, есть только в Liber Arcanum.

XI.16,28. В Grimoirum Imperium имя повторяется дважды с разными печатями, в Liber Arcanum упомянуто единожды.

XII. Данная традиция сочетает черты шумерско-симоновской (см. далее) и абдаллаховско-лавкрафтианской. Поскольку её исследование ещё не завершено и новый перевод этих произведений не сделан, могут появиться некоторые новые соответствия, а некоторые приведённые — измениться. Таким образом, данные этого столбца являются предварительными.

XIII. Традиция, построенная на соотнесении имён Некрономикона с их шумеро-аккадскими соответствиями. Имена, начинающиеся на «нин-» (царица) и «эн-» (царь), являются, фактически, не именами собственными, а титулами, ипостасями, эпитетами, прозвищами (если учесть, что Древние не обладают конкретным полом, путаница зачастую ещё более усиливается). Некоторые имена, встречающиеся в приложениях к Некрономикону Симона — Скрижалях Маклу, Писании Магана, фрагментах из Тайн Червя, — ещё не прошли должной обработки.

XIV. Полный список соответствий по этому столбцу ещё не составлен. Имена давались в транскрипции оригинала, а не Некрономикона Симона.

XV. Обычным шрифтом обозначены лики Ньярлатхотепа, курсивом — слуги Балона, жирным — шары Йог‑Сотота, жирным курсивом — девять Слов Власти, подчёркнутым — два лика близнечного божества, подчёркнутым курсивом — три дополнительных Слова Власи в ритуале Шуб‑Ниггурат. Этот столбец, фактически, является основой для будущей работы со столбцом VII, а также для распределения по пятидесяти Ключам имён Мардука.

XV.11,12,13,17,18,20,23,26,27,29,30,34,37. В Некрономиконе Уилсона — Гомори, Ситри, Скор, Анабот, Элигор, Заган, Дурсон, Партас, Альгор, Сефон, Вуал, Гамор и Умбра соответственно. Как можно заметить, Гомори — это оригинальное имя Гамори с неправильной огласовкой, а Скор, Элигор и Дурсон — скорее всего, ошибки переписчиков в именах Сеир, Элигуш и Пурсон (в рукописной латинице такие погрешности допустить нетрудно). Сходство пар Бунет-Анабот и Форас-Партас не столь очевидно, но всё же заметно (особенно есть учесть во втором имени, что звук «ф» зачастую отображается не только буквой «f», но и сочетанием «ph»). Вуал — распространённая в западных гримуарах, но не совсем точная форма имени Увал, имя Умбра образовано путём перестановки слогов (возможно, умышленной) в исходном Раумб (в котором конечный «б» может сливаться с «м» и не читаться). Остальные имена (Альгор вместо Восо, Сефон вместо Кимаруш, Гамор вместо Барбат), по всей видимости, намеренно изменены командой Уилсона, дабы формулы не использовались непосвящёнными.

XVI. Слова власти соотносятся с девятью углами из ритуала призывания Шуб‑Ниггурат, арканы Древних — с ликами Ньярлатхотепа.

XVII. Данные соответствия легко выводятся даже из таблиц Книги 777 через стороны света.